На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШ ГОРОДОК

12 148 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    Оба родителя не совсем адекватны. Нормальный человек бы просто выбросил испорченный пирог в мусорку и заказал бы пицц...Семейные отношения

СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У МАЙИ МИХАЙЛОВНЫ ПЛИСЕЦКОЙ

 

«Рыжая, как морковка, вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, зелеными глазами и белесыми ресницами» — такой была она в 5 лет. Своевольный ребенок, неслух, незнающий усталости, и действительно, с детства обожавший танцевать.

Мама Плисецкой была киноактрисой — Ра (Рахиль) Мессерер. «Было в ней что-то от древних персидских женщин.

Потому и приглашали ее сниматься в кино на роли узбекских женщин...

Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и пр., и пр., — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».

Отец Михаил Плисецкий был родом из тихого белорусского пропыленного Гомеля. Худощав, поджарист, строен с пристальными серо-зелеными глазами. Внешность свою Майя унаследовала от отца.

В студенческие годы — весельчак, заводила всех розыгрышей, картежник, азартный бильярдист, имевший прозвище «Веселовский». Не одному ему советская система переломала хребет, сломала судьбу, поменяла характер, лишила жизни.

В 1932 г. Отто Шмидт назначил Плисецкого генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене. Семья отправилась на край света.

В 1937 году Михаила Плисецкого арестовали, в 38-м расстреляли, а в хрущевскую «оттепель» посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления».

 

2

Так закончилось детство Майи Плисецкой. Вся остальная жизнь — это балет. Впереди — «Умирающий лебедь» Сен-Санса, «Лебединое озеро» Чайковского, Кармен в «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина, звание народной артистки СССР, Ленинская премия, но это все впереди. А в 1934 г. она держит экзамен в Московское хореографическое училище.

Заявлений мало, но природная артистичность в особой цене. Судьбу юной Майи решил незатейливый реверанс, отпущенный ею приемной комиссии. Через много-много лет, в июле 1991 года испанский король Хуан Карлос I вручал Плисецкой высший орден Испании. Как вспоминает сама Плисецкая: «Теперь я exsima donna Майя...

Вышколенные придворные, следящие за этикетом двора, загодя пытали меня вопросами — буду ли я держать в ответ благодарную речь? Я пообещала: «Моей речью будет реверанс...» Они недоверчиво согласились. Я сдержала свое слово. Все программы телевизионных новостей несколько дней кряду «цитировали» благодарный спич, все показывали и показывали мой танцевальный поклон Королю, Королеве Софии, высшему свету».

3

Майя Плисецкая гастролировала во многих странах Европы и Америки с неизменным успехом, в последние годы возглавляла труппу Национального балета Испании. Неувядаемой Плисецкой сегодня 75 лет. «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию?

Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционары, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Я цитирую Плисецкую из ее же книги. Всемирно известная балерина назвала свою книгу «Я, Майя Плисецкая». Книга вышла в Москве, в 1997 году, в издательстве «Новости» и посвящена мужу — композитору Родиону Щедрину. Это необычная книга — Майя Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России — Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату. Пишет она талантливо и весьма откровенно, высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Прочтите эту книгу.


Майя Плисецкая - женщина, которая танцует

"Меня спрашивают, как долго я еще буду танцевать? Я танцую ради искусства, а не ради денег. Мне по-прежнему интересно танцевать", - уверяет Майя Плисецкая. И действительно, видя ее танец, понимаешь, что время не властно над примой мирового балета. Родилась Майя Михайловна в 1925 году. Когда будущей приме было семь лет, семья Плисецких переехала на остров Шпицберген, где отец работал начальником советских угольных рудников. В период сталинских репрессий отец Плисецкой был расстрелян, мать - попала в тюрьму.

Майя Плисецкая, дочь актрисы немого кино, тоже избрала безмолвное искусство пластики - балет. Тягу к танцу она испытывала с раннего детства: "В самом младенчестве, стоя на кроватке с сеткой и держась руками за холодную и искривленную палку, я приседала и вытягивалась в такт хриповатому голосу няни Вари...

Не исключено, что, проделывая эти упражнения целыми днями, я здорово укрепила ноги. После колыбели ретиво бегала на высоких полупальцах, выбивая дырки на ботинках. Первый визит в театр я нанесла в пятилетнем возрасте. Пьеса называлась "С любовью не шутят". Театр был драматическим, музыки не было. Танца не было. Я ушла, пораженная прямо в сердце".

Вскоре девочка дебютировала в опере Даргомыжского "Русалка". Вернувшись со Шпицбергена в Москву, 9-летняя Майя поступила в балетное училище. Ее судьбу решил "незатейливый реверанс, отпущенный приемной комиссии". В 1943 г. после окончания Московского хореографического училища Плисецкую взяли в труппу Большого театра. Впервые успех в театре пришел к молодой балерине в "Шопениане". Каждый ее прыжок вызывал гром аплодисментов. К концу войны, когда в Большой вернулись звезды театра, слава Плисецкой уже прочно утвердилась.

В конце 1950-х с гастролями по США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде к русской балерине пришла всемирная известность. Плисецкая была близкой приятельницей Лили Брик. Портрет Плисецкой рисовал Марк Шагал, для нее ставил балеты Морис Бежар</a>, ее приглашали на приемы президенты, премьер-министры и короли. Роберт Кеннеди, узнав, что у Плисецкой день рождения в один день с ним, каждый год неизменно присылал корзину цветов и подарок. Пьер Карден подарил балерине костюмы для "Анны Карениной" и "Чайки".

Майя Плисецкая - не только великая балерина, но и талантливый постановщик. Она участвовала в постановке балетов "Чайка", "Дама с собачкой", а также "Кармен-сюита", "Анна Каренина" на музыку своего мужа Родиона Щедрина. "Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это - и по счастливой природе независтливого характера своего и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей", - говорит Плисецкая.

Сама она более амбициозный человек: "Плисецкий стиль", могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экранов телевизора, нет-нет да и увижу свое преломленное отражение - поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу".


После гибели отца и ссылки матери Майю Плисецкую удочерила сестра матери, Суламифь

Майа Михайловна Плисецкая и Родион Константинович ЩедринВ 1943-88 в Большом театре (Одетта-Одиллия - "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, 1947; Китри - "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса, 1951).
 
Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980) и "Дама с собачкой" (1985).
 
В 1988-90 художественный руководитель балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид), получила дворянское звание от короля Хуана Карлоса.
 
Воспоминания: "Я, Майя Плисецкая", 1994. Ленинская премия (1964).
Муж Родион Константинович Щедрин

Я, Майя Плисецкая
подготовили: Чернявская О., Бескровная О.

Картина дня

наверх